Презентация, уроки технологии 3 класс
Где купить?

Заказать модели для раскрашивания можно в интеренет-магазине. Доставка - бесплатно...

Как купить?
Скачать и распечатать каталог или заказать его по почте. Обсудить с коллегами.
Оформить заказ на сайте. Он будет Вам доставлен до школы бесплатно.
Оплатить заказ через отделение Сбербанка.
Жостовская роспись. Рисование цветка яблони (пятилистника)

Скачать конспект урока и другие материалы

Конспект урока "Жостовская роспись"
Презентация поэтапной росписи "Жостовская роспись"
Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов ВГТРК для создания музыкального фона на уроках:
"Кольцо души-девицы" (1,13 Мб)
"Ах, не лист осенний" (1,38 Мб)
"Из-за горочки туманик выходил" Фрагмент №1 (1,31 Мб)
"Из-за горочки туманик выходил" Фрагмент №2 (1,04 Мб)
"Я на горку шла" (2,3 Мб) в исполнении ансамбля народных инструментов "Сударушка"
Цели урока
  1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения жостовской росписи. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса детей.
  2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Развитие умения составить композицию. Прививать навыки кистевой росписи.
  3. Углубить знания о прикладном искусстве. Прививать любовь, уважение и интерес к традициям русского народа, русской культуре, своей Родине и её истории. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся
  • модель для раскрашивания «Блюдце»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
Оборудование для учителя
  • образцы жостовской росписи, жостовские подносы, открытки, репродукции
  • плакат «Жостовская роспись»
  • презентации «Жостовская роспись»
План урока (45 мин.)
  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией жостовской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета. (В. Борисова)

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий, репродукций с Жостовской росписью)

Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком-
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились
Посмотрите все подряд!
Алы розы на подносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.


Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

Ответ: Пять.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Жостовская роспись», плакатом с поэтапной росписью) Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи жостовского подноса:

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» - от слова «тень» - наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» - самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» - наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» - заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

7. Далее этап «Привязка» - готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков.

8. Заключительный этап «Уборка» - бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.